Фаррух Махмудов – самый молодой герой моего проекта, ему всего 43. За это время он успел сделать многое: жениться и завести большую семью, создать успешный бизнес, который вырос в группу компаний, воплотить в реальность свою любовь к путешествиям. А в начале января, когда Фаррух с младшим братом отправились пересечь Антарктику, у него родилась внучка.
– Фаррух, в 43 года стать дедушкой – это классно!
– Я всегда мечтал о большой семье, хотел, чтобы у меня было четыре сына и одна дочь, но Всевышний сказал мне: не ты решаешь и подарил сына и четырёх дочерей. Старший сын женат, а самой маленькой дочери исполнилось недавно 8 лет, она у нас самая умная!
– Да, дети сейчас умные. А каким было ваше детство?
– Мои детские и юношеские годы прошли в совхозе Алатау. В школе нас часто вывозили на сбор клубники, свёклы, рябины и яблок. Приобщали, так сказать, к труду. Там же в совхозе у нас была горнолыжная база «Енбек» (я не знаю, как она сейчас называется), там я и начал заниматься горными лыжами. Отец работал в то время руководителем СТО «ВАЗ», где я подрабатывал в свободное от школы время, так что с юных лет я приобрел опыт маляра, механика и моториста. Это, видимо, как-то повлияло на мой интерес к автомобильному бизнесу. После школы я поступил в Джамбульский технологический институт, а затем в КИМЭП.
– А когда появились планы о большом бизнесе?
– Моим первым бизнес-начинанием был киоск в микрорайоне Казахфильм. Мне был 21 год. Мы занимались импортом различных товаров, это было модно в то время, в том числе и аккумуляторов для автомобилей, так что мы запустили производство АКБ в Казахстане. Это был первый цикл производства, не очень большой завод. Позже, реализовав этот проект, я достаточно долго поработал наемным сотрудником, в то время называемой TTBY (Toyota Tsusho Butya). Но параллельно развивал компанию «Автодом», которая выросла сегодня в группу компаний Orbis Kazakhstan. Огромный вклад в развитие компании внёс и мой младший брат Сухраб, прошедший с самых низов до президента группы компаний.
– Фаррух, как можно попасть на работу в Orbis Kazakhstan? Вижу, что менеджеры у вас все молодые.
– У нас очень молодая компания, я в ней, наверное, самый взрослый. Многие поднимались по карьере с самых низов. Попасть к нам очень просто. Если вы человек амбициозный, дисциплинированный, честный, целеустремленный и желаете развиваться, то вам к нам. Нужно подать резюме и показать свое стремление к достижениям. В условиях роста компании мы испытываем потребность в профессиональных кадрах.
– А вы принимаете на работу специалистов старше 50 лет? Насколько я представляю, традиционно механизм отбора кадров примерно такой: руководитель HR-отдела сразу отметает резюме кандидатов за 50 лет…
– Нет у нас нет подобных механизмов. Люди в 50, 60 и даже в 70 лет могут быть продуктивными и эффективными, а некоторые даже трудно заменимыми. Вопрос только в постоянном совершенствовании. Так что у нас немного другие критерии отбора. Кстати, сегодня на рынке мы можем наблюдать 20-летних специалистов, которые попросту не хотят работать.
– Совместные корпоративные вылазки на природу, экологический туризм, на мой взгляд, идеальный тим-билдинг!
– Тим-билдинг помогает лучше узнать сотрудникам друг друга, между ними завязываются какие-то дружеские отношения. Походы в горы позволяют увидеть, на кого можно рассчитывать в той или иной ситуации.
Важный фактор в горных восхождениях понять, что это не соревнование друг с другом, а коллективное достижение. Я часто ругаю топ-менеджеров, которые бегут первыми, не оглядываясь на других сотрудников, в то время, как они должны довести всех, помочь тем, кому тяжело. Мы идем все, и должны все дойти. Нужно мотивировать тех, кто морально не готов пройти весь маршрут.
Я раньше всегда шел позади всех, подталкивал тех, кто отставал от группы и уже не мог идти. Когда они добирались до самого верха, они были счастливы, что смогли это сделать. Дойти до вершины всем вместе – это важно!
Я считаю, что в нашей компании очень комфортный внутренний климат. Все поддерживают друг друга, помогают, делятся опытом!
Климат в коллективе как цветок, который надо поливать, для того, чтобы он жил и рос, а это очень важно. Наши кадры для нас самое важное. Если они здоровы, счастливы, то они все делают хорошо. Если у них какие-то проблемы, то это отражается на работе. Для этого мы проводим постоянные тим-билдинги, чемпионаты, различные встречи и мероприятия.
– Фаррух, как у вас с братом зародилась идея экстремального путешествия на Южный полюс, в Антарктиду?
– У нас есть несколько целей в жизни, которых хочется достичь, чтобы не стыдно было смотреть на свое отражение в зеркале.
Мы вылетели из Пунта-Аренас (это город в Чили) 9 января 2019 года и вернулись обратно уже 23 января.
Летели на грузовом самолете до аэродрома Union Glacier, который находится недалеко от начала маршрута Ron Ice Shelf и базы Union Glacier. Запасы топлива были заранее распределены по маршруту – он был сброшен с самолета. Кстати, борт ИЛ-76, который доставляет исследователей из Чили в Антарктиду – наш, казахстанский, а экипаж состоит из российских и украинских пилотов.
GPS трекеры отражали наш маршрут. График был приблизительно такой: 24 часа едем, 8 часов спим, 1 час на ужин, 1 час на завтрак, затем сборы и снова в путь. Постоянно светящее солнце сбивает с биологических часов, не чувствуешь усталости так, когда встречаешь сумерки. Это помогло нам делать остановку один раз в сутки.
Красивый ландшафт и нескончаемая снежная пустыня, чувства, конечно, разнообразные. С погодой нам очень повезло, почти всегда было солнечно, и только пару дней была непогода. Благодаря нашей подготовке и оснащённости все экстренные ситуации мы преодолевали достаточно легко. Ремонт транспорта осуществляли очень оперативно и эффективно, так как практически все было предусмотрено и укомплектовано сборными частями.
Очень надеюсь, что скоро на Антарктиде появится и казахстанская научная станция.
Надо отметить, что на Антарктиде строго запрещено мусорить и ходить в туалет, весь мусор и отходы мы забирали с собой.
– Мне кажется, что увидеть своими глазами земную ось, это какая-то детская мечта. И, наверно, такие необычные места для туризма могут себе позволить только богатые люди? С другой стороны, казахские степи зимой такие же суровые, безлюдные, зачем ехать куда-то далеко?
– Чтобы реализовать мечту, не обязательно быть богатым человеком. В специально обустроенном лагере Южного Полюса, где у нас был брейк, мы встретили 28-летнего француза, который в одиночку достиг Южного Полюса на лыжах. Цена такого похода на лыжах от канадского лагеря UG до Южного полюса и обратно обходится достаточно дорого. Француз рассказал нам, что посещение Южного полюса было его мечтой, и деньги на экспедицию ему пришлось собирать в разных компаниях. В итоге он нашел спонсоров, и сфотографировался с их принтером на Южном полюсе.
Пока говорили с французом, в дверях появился японец, который 51 день шел на лыжах. Он зашел в теплое помещение и буквально свалился от усталости: лыжники тащат за собой сани с снаряжением в среднем весом 150 килограмм. Обычно во время таких походов легко теряют от 15 килограммов веса. Японец мечтал о Южном Полюсе с детства, но он, как выяснилось, работает в Асасуке простым рикшей. Одним словом, кто хочет, тот всегда найдет способ реализовать свою мечту, найдет деньги и время для тренировок. Конечно, можно никуда не ехать. Например, у нас в Казахстане есть много прекрасных мест, которые тоже нужно посетить и покорить, но это не говорит о том, что не нужно стремиться расширять географию своих путешествии и достижений.
Для того, чтобы попасть на Южный Полюс нужно пройти тщательную медицинскую проверку и только здоровые люди зачисляются в чек-лист. Все туристы имеют страховку. После проверки врачи дают каждому GPS для слежения твоего передвижения по Антарктиде, ты должен каждый вечер выходить на связь, говорить, что с тобой все в порядке. Для экстренных случаев в канадском лагере есть три небольших самолета.
Надо сказать, что на Антарктиде человек должен быть готов к суперэкстремальным условиям. Что касается нашей автоэкспедиции, здесь нужны навыки управления автомобилем в тяжелых условиях, потому что в непогоду иногда невозможно увидеть человека на растоянии вытянутой руки. Солнце светит сутками, а потом может неожиданно исчезнуть. Метель, становится темно, и ты никуда не можешь двинуться, палатки слетают от ветра.
В один из дней у меня вылетел амортизатор, вызвать службу сервиса, естественно, невозможно. За бортом минус 30 градусов, и ты должен на этом морозе с ветром ремонтировать машину, бросать ее на месте нельзя.
– Мне кажется, что это брутальная мечта, вряд ли о такой экспедиции думают женщины.
– Моя супруга трое суток до нашего отъезда не спала, переживала, ругала меня – у нас же пятеро детей, вдруг ты не вернешься – говорила она ! Я ее заверил, что обязательно вернусь! К слову, очень много женщин желающих покорить Антарктиду! Я сам в этом убедился.
– Фаррух, мне кажется, что наши бизнесмены ментально пока сильно отстают от европейских, для многих важно внешнее проявление его финансового положения. Отдых в Монако, жизнь в люксовых номерах отелей. В то время как европейский бизнесмен может очень просто одеваться, и не выпячивать свои финансовые возможности.
– Мы тоже к этому придем, у нас в стране идет процесс эволюции. Придет момент, когда наши бизнесмены начнут инвестировать в свою страну, перестанут покупать недвижимость за границей. Вот это называется уровень самосознания. Это же наша страна, где бы ты не жил, куда бы не уезжал, в старости все равно тянет на родину.
На мой взгляд новое поколение более лояльно к стране. Те, кто постарше, хотели покинуть страну, но все равно возвращаются.
– У вас было желание иммигрировать?
– Если бы у меня было желание, я бы давно это сделал. С другой стороны, я космополит. Считаю, что паспорта и гражданство – это относительные вещи. Важно, что ты ценишь. Бизнесмены сегодня меняют резидентство, чтобы оптимизировать свое налогообложение. Если государство это начнет понимать, то сделает так, чтобы те, кто зарабатывает деньги, хотели это делать здесь. Казахстан находится на таком этапе развития, когда существует огромное количество возможностей, нужно просто работать.
Ботагоз Сейдахметова