Одно из крупнейших издательских и книготорговых предприятий Республики Казахстан – компания “Алматыкiтап баспасы” перешло в цифровую сферу и создало веб-платформу электронных учебников – TopIQ (https://topiq.kz/).
В отличие от бумажной версии, электронные книги являются самостоятельным мультимедийным средством обучения с набором интерактивных заданий. Учителя уже отмечают рост успеваемости учеников.
Впервые на единой платформе собрано 86 электронных учебников трех издательств. Руководство “Алматыкітап баспасы” говорит, что сделали это ради удобства школьников. Проект выполнен в рамках программы “Цифровой Казахстан” за счет средств издателя.
Платформа TopIQ.kz успешно прошла апробацию и в регионах страны в 2020 – 2022 учебных годах.
За этот период более 2 млн. пользователей зашли на платформу. Сегодня уже более 200 тысяч учеников регулярно обучаются через электронные учебники.
“Наша платформа вмещает в себя уникальные интерактивные и мультимедийные материалы в рамках государственной образовательной программы. Электронные учебники позволяют работать с отдельным учеником или группой учащихся не только в стенах класса. Электронный учебник гибок в использовании – на экскурсии, в дороге, во время спортивных сборов ученику удобно и легко. Кстати, платформой TopIQ.kz можно пользоваться на любом устройстве, в любое время, в удобном темпе”, – рассказывает глава «Алматыкітап баспасы» Элеонора Баталова.
Благодаря разным форматам учебника и разнообразию материала на платформе многие учителя, которые провели уже два года в порядке эксперимента с электронными учебниками “Алматыкітап баспасы”, отмечают рост успеваемости учеников. А ведь именно это самое важное для нового поколения.
Своим опытом работы на платформе поделился учитель истории, победитель конкурса “Digital Ustaz Almaty 2021” Сагингалий Калиев:
– Задачей современного учителя стало не заставить учащихся втиснуть в голову наибольшее количество не очень понятных и не очень нужных фактов, а уметь находить и анализировать новые знания. Новый подход неразрывно связан с цифровой педагогикой.
Но когда мы говорим про онлайн-обучение, многие из нас морщатся и вспоминают обучение организованное в период карантина. Так лекция в Зуме в стиле говорящей головы на протяжении 40 минут и отправка заданий через ватсап – это не цифровая педагогика.
Цифровая педагогика – это интерактивное обучение, обучение где ученик не сидит и слушает весь урок, а взаимодействует с учителем, одноклассником, цифровым учебником, цифровыми технологиями. Это именно то, чем сейчас занимается издательство “Алматыкітап” и их коллеги из Pearson Education, Cambridge, Oxford University Press, с разработками которых мне довелось работать.
Учитель отмечает, что цифровая педагогика – это и проектно-ориентированное обучение, где ученик сам ищет информацию, сам ее анализирует и создает какой-то продукт: макет ракеты, бизнес-план, аналитический доклад.
Школьники совместно работают над Гугл-документом, общаясь в Зуме, находясь в разных точках земного шара. Это и персонализация обучения, когда перед учеником ставится цель – изучить тему в определенный срок, а он сам выбирает в какое время суток ему удобнее эту тему изучить и с какой скоростью, ведь все дети разные.
Это и новые ресурсы – не только доска и учебник – но и интерактивные видео, подкасты, цифровые викторины и тесты, голограммы – все то, что позволит любому ребенку с любым уровнем восприятия понять тему.
Тем временем, финалисты “Digital Ustaz Almaty 2021”, которые проводят уроки с применением цифровой педагогики, собрались на днях в Доме Книги “Алматыкітап” для повышения профквалификации. В частности, изучали образовательные подкасты, знакомились с платформой “Teachers Lab”.
Профессор Руслан Каратабанов, автор учебника «География», выступая на презентации отметил, что он выступает за интеграцию системных знаний и цифровой среды, за симбиоз традиционных и инновационных методов преподавания, за уместное и разумное сочетание классического контента с возможностью для детей создавать и свой собственный.
“Сейчас нужно готовить образовательные платформы в цифровой среде уже под поколение, для которых “умные” технологии стали не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками. Для поколения цифровых аборигенов важно создать привлекательную образовательную среду: реальную; дополненную; виртуальную. Наилучшим решением этих вопросов является образовательная платформа TopIQ издательства “Алматыкітап”.
Что дает детям платформа электронных учебников TopIQ?
“Первое, инклюзивный подход к обучению, то есть дает всем равный доступ к учебникам – бесплатно, онлайн для всех коммуникационных электронных устройств. Не нужно скачивать, регистрироваться, запоминать пароли. Второе, здоровьесбережение – при разумной ИКТ-политике школы и наличии интернета ученикам нет необходимости носить все учебники“, – подчеркнул Руслан Каратабанов.
Он также отметил, что учителям платформа отвечает на потребности смешанного обучения (Blended Learning), когда часть материала онлайн можно изучить до какой-либо темы, чтобы дальше использовать интерактивные методы обучения. Конечно и о развитие ИКТ-навыков как учащихся, так и учителей платформа позаботилась.
Важная часть – платформа дает возможность предоставления друг другу обратной связи. А в целом обществу – безопасность в условиях пандемий, ЧС.
“Многие страны очень много стараются для того, чтобы такие платформы просто, принципиально у них появились. А оно у нас разработано и в наилучшем виде. О цифровых технологиях иммигранты любят говорить в будущем времени. Но оно не про будущее. Оно уже – про сейчас! Цифровые учителя всех школ Казахстана, объединяйтесь!”, – призвал в завершение профессор Руслан Каратабанов.