Можно ли, работая до 40 лет обычным бухгалтером, однажды стать успешным предпринимателем без специального образования? Ирина Верле, основатель сети пептидных аптек и член сообщества Women Create, сделала шаг, о котором ежедневно мечтают тысячи женщин, и ни минуты об этом не жалела.
Бизнес Ирины стремительно растет, а ее подходы часто идут вразрез с хрестоматийными правилами классических бизнес-школ. И, возможно, именно сейчас на примере Ирины Верле, ее семьи и партнеров – а это, в основном, женщины – мы можем наблюдать зарождение новой формации предпринимателей. А также особого стиля ведения бизнеса, который вскоре сломает все прежние стереотипы.
– Когда-то я даже думать боялась о собственном бизнесе, – признается Ирина. – Будучи бухгалтером, глядя на шефа, понимала: лучше отсидеть с 9 до 6, а потом спокойно уйти отдыхать. И на выходных отдыхать тоже. Предпринимателем быть – да ни за что!
– А теперь? Вернулись бы в найм, предложи вам кто-то тот же уровень дохода, что и сейчас?
– Нет. Потому что у меня есть свобода, я сама строю свой день. Могу оставаться с детьми или работать с утра до вечера – решать только мне. У меня есть полезный опыт, наработки, ценные кейсы, которыми я готова делиться с другими предпринимателями, особенно, женщинами.
Кейс первый. Про семейный бизнес, пользу внезапных решений и рискованных идей
Мне повезло иметь пример настоящей бизнес-леди – моей мамы Нэли Андреевны. Однажды она затеяла строительство ТРЦ в микрорайоне “Алатау” (Институт ядерной физики). Затея совершенно авантюрная. Ведь такую работу делают концептуально, силами большой команды, но я изучала все сама – по ходу строительства.
А началось с того, что мама просто купила участок 10 соток на пустыре. Никаких квот и поддержки от государства. Просто кто-то предложил землю недорого, там никто жить не хотел – дальше пустыри. Мама думала, будет небольшой одноэтажный магазин, даже развивать его не планировала, хотела сдавать в аренду. А сама вообще грузоперевозками занималась. Но, побывав в поселке, увидела скудный ассортимент в местных магазинах и обнаружила широкое поле для деятельности. Вдобавок ее брат уговорил: “Зачем строить одноэтажный магазин, когда можно сделать большой?” Планы у нас менялись чуть не каждые полгода. Но в итоге буквально за два месяца я сумела заполнить торговые площади нашего центра на 100 процентов! Правда, думала, надорвусь. Я ведь еще и по стройке помогала.
Урок, который я вынесла из этой истории: видеть перспективы и никогда не останавливаться на малом, если можно сделать больше.
Кейс второй. Про то, что отсутствие опыта и МВА может быть… на руку
Я упоминала, что создание ТРЦ – это целая технология: как распланировать площадь и сбалансированно разместить на ней магазины и другие бизнесы из разных сфер, как привлечь предпринимателей, как поддерживать стабильный поток посетителей и постоянно его наращивать. Все это надо знать, уметь, и вообще тут большая команда нужна. Но я делала все сама: изучала технологии, писала коммерческие предложения, делала рассылки, ездила на встречи. Даже расклеивала объявления и ездила по поселкам в поисках арендаторов. Я совершала ошибки и набивала шишки. Двигалась на ощупь, меняла стратегии прямо на ходу: требовалась гибкость и готовность быстро реагировать на потребности рынка, покупателей, арендаторов. Изначально мы мечтали создать современный ТРЦ, вроде Мега-центра. Полагали, у нас будет больше торговых точек, их действительно было процентов пятьдесят. Чего у нас только не было: и зоомагазины, и все для растениеводства, и одежда – мужская, женская, детская, и обувь – крошечные бутики по 10-12 кв. м.
Сейчас большая часть наших арендаторов – это сфера услуг, есть и те, кто был с нами с самого открытия. А изменилось это соотношение, потому что мы реагировали на потребности рынка.
Оглядываясь назад, понимаю, что оказалась человеком, который заменил целую команду на проекте ТРЦ именно потому, что я не знала, что так нельзя! Как это ни парадоксально (смеется). У меня не было МВА, поэтому я сделала то, чего не сделал бы никто вообще, если бы знал, что так делать не надо.
Урок: идти с открытым сердцем в проект, который видишь!
Не бойтесь отсутствия образования, используйте весь свой интеллектуальный багаж и опыт, который позволяет вам гибко управлять изменениями. Едва я увидела, что у меня есть шансы, начала их использовать, насколько можно. Я не думала о бизнес-образовании, просто добирала знания в процессе. Это теперь я понимаю, что работала по принципу Agile, соблюдала work & life balance, занимаясь бизнесом, семьей и другими жизненными делами. Поэтому женщины, которые мечтают о своем бизнесе, но не решаются его начать из-за отсутствия опыта или образования, должны понимать: не все будет соответствовать идеальной картинке в голове. Может не получиться так, как советуют правильные бизнес-тренеры или предполагают бизнес-технологии. Не обязательно иметь МВА, чтобы стать топ-менеджером. Образование – высшее, дополнительное, узкоспециальное – можно получить в процессе самообучения и потом. Главное использовать те шансы, которые у вас уже есть.
Кейс третий. Забудьте о воронках, “холодных” продажах и способах “дожимать” клиента
Сегодня, развивая собственную сеть пептидных аптек, я никогда не хожу за одним человеком, “дожимая” до сделки любыми способами. Я привыкла так: да/нет – следующий! Никогда не зависаю над одним клиентом, без конца спрашивая, как он там, принял ли решение. И тут я тоже иду против правил, которые рекомендует распространенный подход к продажам. Говорят, вроде, надо делать до 10 касаний с клиентом, но мне это не подходит. Я уверена в качестве своего товара – во-первых. Во-вторых, твердо знаю: те, кому нужна моя продукция, сами дозреют, придут ко мне и будут покупать. Я не применяю никаких секретных техник продаж, я даже не знаю о них толком. Просто даю людям информацию и возможность убедиться, что это работает. И если меня спросят, а как же план продаж и всякие KPI, могу сказать: мой бизнес развивается, развиваются мои партнеры. Некоторые женщины, начав со мной свое дело с 500-700 тыс. тенге, спустя год открывают целую сеть аптек. Это очевидные, измеримые результаты. Но я не хочу ничего никому навязывать. Возможно, это, опять-таки идет от семьи – у нас очень теплые любящие отношения, но мы не держимся друг за друга мертвой хваткой.
Урок: нужно уметь отпускать. В бизнесе я следую тому же правилу, которое царит у нас в семье: мы легко отпускаем друг друга, предоставляя полную свободу действий и выбора каждому члену семьи. Мама всегда отпускала меня, а я отпускаю дочерей. Потому что даже в самых близких и любящих отношениях нужен воздух. А уж с клиентами и подавно.
Кейс четвертый. Нет ничего важнее человеческих отношений
И снова: в классике менеджмента так делать вообще не рекомендуется – строить сразу максимально доверительные и тёплые отношения, реагировать с реальной личной вовлеченностью. Иностранные крупные компании называют иногда этот стиль общения “излишне доброжелательный” и не приветствуют, фиксируя рекомендацию в коммуникационных презентациях. Но это важно мне, я хочу, чтобы в моей компании все чувствовали себя комфортно. Даже когда мама, человек старой школы, просит совета в бизнесе, рекомендую ей не давить на людей, решать вопросы мягко. А она у меня довольно жесткая. Наверное, это гены – мама немка, для нее порядок превыше всего. А я в корне другая. И у меня это работает. Многие мне говорили, что так ни у кого не получается. Стоит подпустить людей к себе ближе, они садятся тебе на шею.
Изучая мир технологий я узнала, что работаю, как айтишник, опираясь на Agile-манифест, говорящий, что люди и отношения дороже процессов и правил.
Я, видимо, поняла это интуитивно, а сегодня стремлюсь сочетать в работе различные подходы. Мне близка меритократия, согласно которой продвигаться должны наиболее достойные по заслугам и вкладу в общее дело люди. Я помогаю женщинам исходя из их потенциала. Даже если женщина полжизни была домохозяйкой, и это ее первый рабочий опыт, но она полна желания расти и двигаться, я всегда помогу ей.
Урок: Наверное, мне просто нравится работать с лидерами – на их уровне, а не с ведомыми людьми, которых надо постоянно контролировать, опекать и подталкивать к правильным действиям. Это совсем другой уровень общения, который требует большой эмоциональной зрелости, доверия и очень высокого уровня эмоционального интеллекта, когда взаимодействие с людьми опирается не на контроль и бизнес-технологии, а на общие ценности. И, вероятно, таких людей я притягиваю. Видимо, мой стиль руководителя – через мягкость и заботу. И вообще кто сказал, что так не бывает? Может быть, забота – это и есть основа естественного лидерства. А если кто-то переходит границы – в моей практике единожды был такой случай, когда человек, злоупотреблял моей добротой – я расстаюсь без сожалений. Вежливо, но расстаюсь. Я не спасаю отношения, которые больше не работают.
Кейс пятый. Как передавать традиции бизнеса по наследству и привлекать к делу своих детей
Прошлым летом моя старшая дочь Арина сказала, что очень хочет зарабатывать. Я предложила создать страничку моего бренда и вести соцсети. Мы обсудили контент, стратегию, она взялась за работу. Причем, человек, который работает на меня, получает 200 тысяч. Арина получала 70 тыс. тенге, но сделала не хуже. Это позволило нам сэкономленное запустить на таргет, мы с Ариной отправили её погостить в Кыргызстане и заодно решили выходить на этот новый рынок.
Получалось хорошо, но за три месяца дочь исчерпала идеи. Ей ведь и опыта пока не хватает. Также я ощутила, что она пресытилась, и работа затормозилась. Сейчас она создала страничку на Кыргызстан, которую понемногу ведет. Прежнюю страницу ведет другой специалист. Но главное, дочь очень радовалась, получив зарплату. Купила себе вещи, которые хотела. Даже мне подарила дорогой фен. Она думала, он оригинальный, и купила его за 35 тыс. тг. – сама! Я ей потом объяснила, что такие дорогие покупки делать не надо. И обращаться с деньгами – это отдельное умение. Но это очень важный опыт – заработать свои деньги, потом с удовольствием их тратить, тоже сделать ошибки. И это все – бесценно. Особенно, для меня. Ведь ребенок, заработав первые деньги, большую часть потратил, чтобы порадовать самых близких людей и укрепить свои компетенции, предпринимательские амбиции.
А еще я строгая. Дочь уехала в летний лагерь на 10 дней. В это время она соцсети не вела, и я сказала, что пропущенные дни не оплачиваются. Она была со мной полностью согласна, по-взрослому. Но я же вижу, что ей хочется получить полную зарплату, она уже распланировала, на что потратить. И тогда я поставила условие: если до конца месяца она выполнит поставленный план, делая больше контента, я выплачу ей полный оклад. И она на это пошла.
Урок: необходимо поощрять стремление становиться самостоятельными, делегировать и передавать знания. И, конечно, важно благодарить. Сегодня я имею уникальную возможность учиться, перенимая все лучшее, не только у своей мамы, но и у дочери. А у наших детей есть, чему поучиться: это и гибкость в освоении новых технологий, и адаптация к изменениям, цифровая грамотность, креативность и свобода самовыражения, осознанность – ведь современные подростки обращают внимание на проблемы экологии, справедливости, социального равенства. А еще, можно поучиться у них оптимизму и вере в будущее. Учиться у тех, кто моложе — это возможность развиваться и оставаться актуальными в быстро меняющемся мире.